Back to top

Совместное заявление разработчиков и пользователей экологических рейтингов о принципах ответственного рейтингования

Разработчики и пользователи экологических рейтингов взаимодействуют для эффективного применения экологических сравнений, выбора источников объективных данных и корректных способов их обработки, а также для определения способов ресурсного обеспечения оценок без влияния конфликта интересов.

Простота и доступность сравнений в рейтингах делает их основой для работы широкого круга заинтересованных сторон — бизнеса, экспертов, общественности и органов управления. Для потребителей рейтингов важно качество оценок, выполняющих роль указателей на желательных направлениях развития.

Создание рейтингов должно иметь научный фундамент. В то же время современная наука, особенно на стыках дисциплин, не всегда располагает надёжным знанием причин и следствий процессов в обществе, экономике и природе, оценку которым дают рейтинги. В этих условиях сравнение схожих рейтингов с различными результатами дает более полную и объективную оценку изучаемых объектов, формирует понимание перспективных и неудачных вариантов развития. Многообразие рейтингов рассматривается как фактор взаимного дополнения, а не как средство манипуляции оценками.

На точность интерпретации в СМИ всего многообразия рейтингов надеяться нельзя. Одно из условий ответственного рейтингования — прозрачность методики, включающая максимально понятное (даже журналистам) её описание. Составителям каждого рейтинга необходимо четко позиционировать свою оценку, акцентировать внимание на особенностях её предназначения и методологии.

Важное условие ответственного рейтингования это открытость и доступность данных, на основании которых производится сравнение компаний или регионов. Поэтому, большинство рейтингов опирается на статистику, хотя её качество оценивается всеми весьма критично. В случаях, когда рейтинг использует экспертные мнения (в дополнение к количественным критериям), важно публиковать протоколы обсуждения экспертами фактов и событий, которые учтены в присвоении высоких или низких мест компаниям, регионам и иным субъектам.

Для обеспечения ответственного подхода к разработке и использованию рейтингов предпочтительны принципы саморегулирования в сообществе составителей и пользователей нефинансовых оценок. Государственное регулирование в этой сфере если и потребуется, то только на основе опыта и наработанной практики саморегулирования.

Рейтинг, определенный государственным органом, не должен использовать критерии подконтрольные и прямо администрируемые государством. Они допустимы лишь в сферах, где нет фискальных интересов и рычагов прямого администрирования. Государство рейтингами может пристыдить там, где не может (по действующему праву) наказать отстающих или похвалить лидеров рейтинга, которых не может субсидировать.

Условием объективности рейтингов является отсутствие «конфликта интересов». Рейтинг для группы компаний (регионов или городов) нельзя делать за средства одного или нескольких входящих в список бизнесов (регионов). Это правило не исключает возможности оплаты профессиональных услуг составителей рейтингов. Но тогда это должен быть присваиваемый рейтинг (так работают кредитные рейтинговые агентства). Списочные рейтинги (рэнкинги) также могут оплачиваться, но тогда платеж должен быть одинаковым для всех рейтингуемых.

Административное давление на составителей рейтингов, является оборотной стороной «конфликта интересов». Такое давление недопустимо, если составитель рейтинга публично изложил свою методологию и назвал источники данных для оценки.

Выработка общих принципов деловой этики составителей рейтингов расширит возможности использования их продуктов и услуг в управлении развитием.

14 декабря 2017 г.