Back to top

Итоги кампании «Раскрой отчетность в Год Экологии!»

Как началось составление экологических рейтингов и экологическое раскрытие

Почти 20 лет назад в России стартовал Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия». Его стратегия была направлена на включение в охрану природы всех секторов общества – от армии до церкви и бизнеса. К бизнесу в 2000 году подошли с “пряником” («Природа и Прибыль» — Пособие для Детей и Министров по экологически ответственному бизнесу) и “кнутом” («13*13*13» — Экологические рейтинги компаний, регионов, отраслей). С брошюры «13*13*13» пошел отсчет в развитии российской системы экологических рейтингов. То есть, с тринадцати компаний, тринадцати отраслей и тринадцати регионов, экологические показатели которых за 2000 год сравнили и ранжировали, пошел отсчет в развитии российской системы экологических рейтингов.

Почти сразу в нее включились WWF-России, чуть позже «Зеленый патруль» и госструктуры. Были случаи, когда бизнес создавал «симулякры» рейтингов, но время эти подделки быстро похоронило. Источниками данных для самых первых рейтингов была государственная статистика воздействий на среду, структурированная по отраслям и регионам. Потом составители рейтингов начали собирать анкеты от компаний. Первой компанией, ответившей на такую анкету, была компания «Славнефть». В 2011 г. беседа с экологами в кремлевском скверике, короткий фрагмент которой Дмитрий Медведев поместил в свой блог, привела к решению о раскрытии публичными компаниями своей отчетности по энергопотреблению. С этого момента обрело реальный смысл понятие экологического раскрытия.

Динамика раскрытия

Динамика раскрытия, после данной Аркадию Дворковичу в 2011 году устной рекомендации включить эколого-энергетических данные в публичную отчетность компаний, была не слишком активной. Доля ежегодно раскрывающих экологическую отчетность существенно не росла и колебалась в интервале от 23 до 32%. При этом, конечно, надо учитывать, что происходил рост абсолютного числа оцениваемых компаний (почти в полтора раза к уровню 2010 года). Куда более важным стало повышение «накопленного» уровня раскрытия. Доля компаний, которые хотя бы раз за период мониторинга раскрывали экологические показатели и/или данные об энергопотреблении, превысила 80% от выросшего числа обследуемых предприятий.

Поручение Президента России

Поручение Президента России, данное по итогам экологического Госсовета 26 декабря 2016 года (Пр-140ГС), сыграло огромную роль в активизации экологического раскрытия. Повышенное внимание к экологической отчетности в 2017 году ассоциированное с Поручением Президента России, привело к утверждению 5 мая Правительственной Концепции и плана развития публичной нефинансовой отчетности (ПНО). К августу это направление деятельности было возложено на Минэкономразвития, которое уже к ноябрю подготовило к размещению на портале http://regulation.gov.ru/ проект Федерального Закона о публичной нефинансовой отчетности. Таким образом, раскрытие нефинансовой отчетности, в т.ч. экологической, попадает в законодательное поле.

Клуб разработчиков рейтингов

Клуб разработчиков рейтингов еще в начале марта 2017 г. (за 2 месяца до утверждения Правительством Концепции развития ПНО), инициировал кампанию «Раскрой отчетность в Год Экологии!». Об этой кампании были информированы руководители всех регионов России, крупнейших холдингов и несколько тысяч предприятий. Первым среди компаний, раскрывших экологическую отчетность в 2017 году, стал Автозавод ГАЗ.

Количественные итоги

Количественные итоги кампании «Раскрой отчетность в Год Экологии!» для участников Клуба подвело эколого-энергетическое рейтинговое агентство Интерфакс-ЭРА. В 2017 году впервые раскрыли свою экологическую и/или энергетическую отчетность 536 предприятий, что в 1,5 раза больше уровня первичного раскрытия предыдущих двух лет. В базе Интерфакс-ЭРА для 1497 компаний есть данные, предоставленные в 2017 году. По имеющейся практике спустя год-два после отчетного периода количество до-раскрывших данную информацию компаний возрастает ещё примерно в полтора раза. Помимо этого числа Группа компаний «ДА-Стратегия» зафиксировала наличие экологических данных еще в десяти годовых отчетах банков и инвестиционных компаний, не представленных в выборке, с которой работает Интерфакс-ЭРА. Из списка крупных нефте-газовых компаний рейтинга WWF России, раскрывших свои экологические показатели 2017 года, в базах Интерфакс-ЭРА отсутствовала лишь одна. С 2017 года, благодаря созданию инструмента сопоставления сводных данных холдингов и контрольных сумм по входящим в них предприятиям, появились оценки экологических и энергетических показателей по ключевым предприятиям раскрывшихся холдингов. По данным 293 холдингов, раскрывших сводную отчетность, сделаны экологические оценки для 2012 компаний. Из этого числа 171 предприятие по собственной инициативе раскрылись в Год Экологии. Еще к опосредованному раскрытию можно отнести 65 холдингов, НЕ раскрывших свою отчетность, но имеющих в своем составе раскрывшиеся предприятия. Всего к моменту проведения V Всероссийского съезда по охране окружающей среды раскрытие затронуло 3414 компаний из 6275 обследуемых во всех отраслях и регионах России, что составляет 54%, что в 2 раза превышает средний уровень раскрытия предыдущих семи лет (23-32%). Можно считать, что реальная экономика непосредственно в Год Экологии достигла уровня “ПОЛУПРОЗРАЧНОСТИ”.

В структуре экологического раскрытия

В структуре экологического раскрытия по источникам информации с 2014 года заметно увеличилась доля ответов на специальную анкету с ключевыми (базовыми) показателями, применяемую Интерфакс-ЭРА уже больше 10 лет. Эти анкеты непосредственно предоставляют компании или организаторы экологического раскрытия в регионах (обычно из структур администраций губернаторов). Доля не раскрывающихся в отчетный год компаний осталась неизменной, но существенно сократилось количество компаний, раскрывавших информацию в годовых отчетах. Это сокращение произошло не за счет «закрытия» эколого-энергетической информации, а в виде прекращения годовой отчетности вообще (при смене юридической формы или по иным причинам). Интересны результаты сравнения динамики энергетической и экологической прозрачности. Показатели энергопотребления для публичных компаний стали обязательными после уже упомянутой беседы с Д.А. Медведева с экологами в 2011 году. Соответственно, уровни раскрытия в 2014 и в 2017 годах были достаточно высокими, а динамика по компонентам энергопотребления не имела четкой тенденции, что характерно для случайных колебаний. Для моторного топлива (включая дизельное) и электроэнергии раскрытие увеличилось, а по котельному топливу, потреблению тепла и общему энергопотреблению – раскрытие чуть сократилось. В экологическом блоке информации по всем компонентам потребляемых ресурсов и воздействиям на среду, раскрытие которых пока остаётся добровольным, в 2017 году зафиксировано существенное (в среднем в 1,5 раза) повышение прозрачности.

В обзоре экологического раскрытия (2017 г.) по округам

В обзоре экологического раскрытия (2017 г.) по округам, которое уже размещено на сайте Клуба, подробно разобраны основные региональные особенности и динамика.

Обзор экологического раскрытия (2017 г.) в отраслевых группах

Обзор экологического раскрытия (2017 г.) в отраслевых группах, также уже опубликован на сайте Интерфакс-ЭРА.

Знак раскрытия

Знак раскрытия, которым отмечаются компании и предприятия, раскрывшие в 2017 году свою экологическую и энергетическую отчетность, обрел достаточно четкую процедуру присвоения. Для компаний, которые прислали свои данные или раскрыли их в годовом отчете в ответ на обращение «Раскрой отчетность в Год Экологии!», по открытым данным заполняется анкета ключевых (базовых) показателей, которая загружается на страницу компании в прототипе портала экологического раскрытия. Здесь же появляется «Знак раскрытия» и HTML код для 16-ти вариантов знака. Компания может перенести Знак раскрытия на свой сайт и в соцсети, используя HTML-код любого из 16-ти графических вариантов Знака. После этого можно ссылаться на подтверждение экологической прозрачности в любых публичных выступлениях, поскольку перекрестная гиперссылка ведет на страницу компании, где можно ознакомиться с рейтингами и инфографикой и скачать анкету ключевых (базовых) показателей и анкеты за предыдущие периоды. Примеры использования «Знак раскрытия» отмеченными им компаниями можно посмотреть на следующих страницах сайтов этих компаний:

Оформление экологического раскрытия

Оформление экологического раскрытия на портале включает следующие элементы. Если компанией не раскрыты ключевые (базовые) показатели, на её странице портала появляется надпись на красноватом фоне «Экологическая отчетность в 2017 году не раскрыта». При раскрытии во всех таблицах, где фигурирует данное предприятие (компания), строка с её названием имеет зеленый цвет, а в столбце «2017» стоит галочка. На страницах холдингов указывается раскрытие дочерних предприятий и число «дочек», раскрывших экологическую отчетность. Непосредственно на страницах компаний, раскрывших экологическую отчетность в 2017 году, стоит «Знак раскрытия» и содержится меню комплекта инфографики. В этом виде сайт Интерфакс-ЭРА демонстрирует возможности порталов раскрытия для размещения отчетности, её анализа и медийной поддержки экологически ответственного бизнеса.

Перспективы экологического раскрытия

Перспективы экологического раскрытия можно проиллюстрировать цитатами из проекта Федерального Закона о публичной нефинансовой отчетности.

  • Статья 1. п.1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению и раскрытию публичной нефинансовой отчетности …
  • Статья 1. п.2. Публичная нефинансовая отчетность раскрывает … экономические, экологические и социальные аспекты, рассматриваемые в их взаимосвязи.
  • Статья 3. п.3. Перечень ключевых (базовых) показателей … утверждается Правительством Российской Федерации.
  • Статья 4. п.6. Независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности по инициативе третьих сторон включает индексы, рейтинги, рэнкинги, …
  • Статья 5. Раскрытие публичной нефинансовой отчетности. 1. Публичная нефинансовая отчетность раскрывается путем ее размещения (опубликования) в информационных системах общего пользования…

Клуб разработчиков рейтингов

Клуб разработчиков рейтингов может рассматривать итоги информационной кампании «Раскрой отчетность в Год Экологии!» как вполне успешные.

Ждем Ваших комментариев в Фейсбуке на странице группы Экологические рейтинги компаний и регионов.

7 декабря 2017 г.