Back to top

Встреча Клуба разработчиков рейтингов в сфере устойчивого развития, социальной корпоративной ответственности, прозрачности, энергоэффективности и экологии

Принципы. Основная цель партнерства разработчиков рейтингов — максимально возможное внедрение оценок социально-экологически устойчивого развития в систему инструментов управления бизнесом и экономикой. Задача Клуба — создать комфортный для профессионального общения формат.

Встречи проводятся попеременно на площадках разных участников. В начале встречи мы коротко обмениваемся новостями в своей сфере и анонсами ожидаемых событий. Не предполагается официальных «повесток дня», но организаторы заявляют некоторую начальную тему, которую можно изменить, если у коллег есть нечто более интересное для большинства присутствующих.

Читать далее...

При обсуждении методических вопросов и достижений участников Клуба желательно придерживаться ознакомительного принципа — информация и вопросы на понимание, без публичных комментариев, резолюций, какой-либо критики событий и идей, о которых рассказывают коллеги по цеху. Все просто принимают сказанное к сведению. Если на встречу приглашается внешний для Клуба спикер, то надо акцентировать, что слова и мнения участников разговора не следует в дальнейшем комментировать. Даже обзор мнений, который по итогам встречи готовит организатор (хозяин площадки), делается без персонификаций.

Несколько тезисов к теме «Данные для рейтингов», заявленной на 21 декабря 2016 г.

  • Источники данных (статистика, отчетность, анкеты, СМИ, космосъемка…).
  • Аргументы информбезопасности бизнеса и экономики — границы применения.
  • «Бумажные» индикаторы — наличие политик, сертификатов, программ…
  • Об уникальных возможностях земельной статистики.
  • Верификация данных — если проверять то как? Пробелы в данных.
  • Соответствие данных и критериев смыслу выполняемых сравнений.
  • Как достичь смысла — веса, композитные критерии, системные свойства (режимы), кластеризация по отраслям, размерам, типам регионов/муниципалитетов.
  • Мотивация на раскрытие данных — как использовать «Год Экологии».
  • Для распространения материалов Клубу нужна Интернет-площадка. Уже набралось — «Поле рейтингов», презентации, статьи, лекции в т.ч. с видео и др.

Конспект состоявшегося 21 декабря разговора…

  • Обсуждена информация о становлении Клуба, принципах его работы (см. выше). Предложено сохранить ротацию площадок разных участников для встреч Клуба. Согласились, что надо привлечь к очным встречам Совет по нефинансовой отчетности РСПП, на площадке которого возникла идея Клуба и ведутся работы по индексу ответственности бизнеса.
  • Обменялись информацией о прошедших событиях и ближайших планах. Отметили рост внимания к нефинансовым рейтингам, их цитируемости и расширение спектра выводимых в публичное пространство оценок. К уже анонсированным в нашей рассылке рейтингам и партнерствам можно добавить намерение вывести некоторые рейтинги за границы российского бизнеса. Работы развиваются в Казахстане. Есть направления, по которым года через два возможен выход на оценки крупнейших компаний мира. Ряд рейтинговых продуктов в переводах размещают на сайтах международных организаций.
  • При информировании о работе с крупным бизнесом обсуждены развилки в оценках крупных компаний — учитывать или исключать зарубежные активы, делать оценки предприятий или компаний. Эти развилки определяют разный состав проблем, встающих перед создателями рейтинга. Так предприятия обладают корректной информацией о физических параметрах деятельности, но в компаниях точнее отражают управленческие нюансы функционирования и принципы принятия экологически ответственных решений.
  • Затронута тема оценки компаний, регионов и стран мира с учетом экологической и энергетической ответственности всего жизненного цикла производства отдельных продуктов, отраслей и экономик. Приведены примеры методологических подходов к таким оценкам (ответственность в цепочках поставок, построение матриц Затраты-Выпуск по энергии, экологическим воздействиям).
  • Обсуждены примеры схем финансирования рейтингов через создание пулов средств от нескольких компаний.
  • Вопросы открытости (прозрачности) бизнеса и государственной (особенно муниципальной) статистики в ходе обмена мнениями были рассмотрены в нескольких аспектах. Отмечено, что изменения правовых норм о публичных компаниях не привело к провалу раскрытия нефинансовой отчетности и оценки уровней прозрачности возможны для сотен (а по некоторым наборам данных – тысяч) компаний-предприятий. Это уже статистика, которая позволяет делать аналитические обобщения и оформлять их в Интернет-продукты.
  • Недостаточной признана открытость и доступность (в т.ч. по стоимости) муниципальной статистики, что ведет к ограничению состава критериев. Отмечено, что из-за отсутствия статистики «умерли» два независимых рейтинга городов и нет ясности с заявленным МПРиЭ продолжением их оценок. Серьезные трудности создают изменения административной структуры муниципалитетов, в т.ч. практика соединения городов и районов. Отмечена роль земельной статистики и необходимость восстановления её публикации. Приведен пример высокой чувствительности основанных на земельной статистике индикаторов устойчивого развития стран мира.
  • Диктат доступных данных (разработчикам приходится почти вдвое сокращать число критериев) создает проблемы со смыслом оценок свойств региональных экономик. Были приведены примеры смысловых казусов с оценками энергоэффективности стран мира (лидерство отсталых стран по критерию ВВП/топливо), «экологического следа» (фактически отражающего не экологическую, а продовольственную безопасность), энергоёмкости нефтепереработки (растущей на технологически совершенных заводах). Названы причины и способы устранения этих смысловых казусов, для чего нужны дополнительные данные, которых часто нет в доступе.
  • Названо несколько новых форм данных, которые способны отражать социально-экологическую устойчивость развития. Операторы связи располагают данными о «цифровизации» жизни клиентов, но пока используют эту информацию только в маркетинге своих услуг. Другой источник — данные ресурсоснабжающих компаний об устойчивости (низкая вариация и соблюдение штатного графика) режимов потребления ресурсов (электроэнергия, тепло, вода). Эти данные интегрально отражают системную жизнеспособность сложных технических комплексов.
  • Обращено внимание участников Клуба на рост интереса к нефинансовым рейтингам городов, регионов и бизнеса в учебном процессе и в среде специалистов по архитектурному планированию, формированию бюджетов, миграционным потокам в регионах и муниципалитетах.
  • Сформулирован подход к независимым рейтингам, как способу общественного заверения госстатистики и отчетности бизнеса.
  • Поддержано предложение посвятить следующую встречу Клуба обсуждению экологической отчетности с приглашением лидеров прозрачности бизнеса и регионов. Такое обсуждение может быть увязано с «Годом Экологии». Предложено начать подготовку в связке с Неделей российского бизнеса (март, РСПП) и/или встречей лидеров прозрачности (март, РРС по интегрированной отчетности).
  • Предложено обдумать удобный, независимый и малозатратный формат для создания и поддержки сайта Клуба.
20 декабря 2016 г.